Упражнение «Рисование мандалы» (модификация Калакуцкой А.А.)

Цель: гармонизация состояния, восстановление целостности личности на глубинном уровне.

Материалы: на выбор – карандаши, пастель масляная, акварель или гуашь, листы бумаги А4, тарелочка (чтобы обвести), ножницы, кисточки, баночки для воды, салфетки.

Для фона подойдет спокойная инструментальная музыка или звуки природы.

В ходе упражнения в центре листа рисуется круг (обводится тарелка) размером примерно с голову (соответственно, для маленького ребенка – маленький круг, для взрослого – побольше), затем лист обрезается до квадрата таким образом, чтобы оставалось расстояние от круга до краёв листа примерно 2-3 см. Обрезка листа – действие не обязательное, но желательное.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги, приложите тарелочку и обведите её простым карандашом – получится круг. Обрежьте лист до квадрата. Выберите те материалы, которые вам нравятся или с которыми вы хотели бы сейчас повзаимодействовать. А теперь нарисуйте то, что вы хотите. Рисуйте любым образом. Рисуйте так, как вам хочется. Если не знаете, с чего начать, то возьмите тот цвет, который вам сейчас нравится или почему-то привлекает ваше внимание и нарисуйте что-нибудь в центре круга. Затем сфокусируйте внимание на нарисованной фигуре и пофантазируйте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этого процесса удовольствие. Пусть внешние границы круга не являются для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг. Рисуйте до тех пор, пока вы не ощутите завершенность рисунка».

После того, как мандала будет готова, предложите клиенту поэкспериментировать с ракурсом: отдаляйте, приближайте, переворачивайте.

Обсуждение: «Нравится вам мандала или нет?», «Хочется что-либо изменить, дорисовать, перерисовать, убрать? Хочется внести какие-либо изменения? Если да, вы можете это сделать прямо сейчас!», «Какие эмоции и чувства вызывает у вас мандала?», «Какие ощущения она вызывает в теле?», «Если бы вы назвали этот рисунок, каким было бы название?», «Что происходит на рисунке и какие образы участвуют в этом действии?», «Посмотрите взглядом пятилетнего ребенка — какова была бы его фантазия?»
Результативно и эффективно, когда другие участники группы дают обратную связь относительно каждой мандалы, то есть рассказывают, что они чувствуют, глядя на рисунок, с чем он у них ассоциируется и т.д. Это обогащает личный опыт каждого участника и «расширяет горизонты».

Примеры арт-терапевтических работ

Кристина: Когда села рисовать, то даже не представляла, с чего начать. Первым появился зеленый цветочек в середине. Потом появилась полянка. А кружочки…..просто затянули. Когда их рисовала, то получилось уйти от реальности: ничего не слышала, никого не замечала, хотя в комнате работал телевизор и сидели дети. После стало так весело и радостно на душе. И сразу пришло название».

Наташа: «Я с большой радостью рисовала. Образы пришли быстро. И воплощались с удовольствием. Ярких красок не хотелось. Подумала, что надо докупить ещё светлых оттенков. Мандалы очень нравятся. От них светло и спокойно».

Юля: «В середине — значок инь/ян. Когда нарисовала, увидела в нём двойняшек: мальчик и девочка. И, соответственно, мандала стала домиком для этой новой жизни. Дальше если рисовать, то уже рождение и развитие этих малышей. Ощущение — как будто это уже случилось и то, что внутри — перенесла на бумагу. Если посмотреть взглядом пятилетнего ребенка, то -цветочек. Роза. Когда рисовала мандалу, было ощущение, что выдаю секрет. Сначала даже не задумалась, а как инь/ян нарисовала и добавила синий и красный, так и торкнуло».