Психологическое консультирование

Я консультирую в качестве психолога очно (Москва, м. Третьяковская, 5 мин.) и онлайн (Skype, WhatsApp) по всему миру.

С какими запросами ко мне можно обратиться?

Темы, с которыми я работаю в рамках психологического консультирования:

  • взаимоотношения (с родителями, партнёром, детьми, коллегами и т.д.),
  • кризисы (возрастные, профессиональные, в отношениях и т.д.),
  • совладение с травмой, ПТСР (пост-травматическое стрессовое расстройство),
  • хронический стресс, хроническая усталость,
  • проживание потери (смерти близкого, банкротство, потеря здоровья, увольнение и др.),
  • повышенная раздражительность, гнев, агрессия,
  • депрессивное состояние, апатия,
  • повышенная тревожность, беспокойство, страхи, ПА (панические атаки),
  • болезненное переживание одиночества,
  • поведенческие нарушения у детей и подростков (работа опосредованно - через родителя),
  • поиск опор в ситуации неопределенности,
  • поиск решения в ситуации выбора,
  • развитие женственности, раскрытие сексуальности,
  • повышение уверенности в себе, самооценки и самоценности,
  • поддержка родственников тяжелобольных, поддержка родителей детей с особенностями развития,
  • раскрытие своего предназначения, реализация в профессиональной сфере.

Не работаю с темами:

  • суицидальные мысли и намерения,
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая и т.д.),
  • нарушения питания (булимия, анорексия и др.),
  • гендерная идентичность.

Если вашего запроса нет в этом списке — спросите у меня лично, работаю ли я с данной темой.

Что такое консультирование?

Консультирование – это такое взаимодействие клиента и консультанта, в ходе которого консультант помогает клиенту доотреагировать зажатые эмоции и чувства из прошлого, простроить видение решения запроса и найти ресурсы для осуществления этих изменений.

 

Что мы делаем на консультациях?

Я работаю в рамках интегративного подхода, то есть использую психологические инструменты (упражнения, практики и др.) из разных направлений. Тем не менее, чаще всего я отдаю предпочтение арт-терапии, то есть предлагаю использовать потенциал творчества для решения запроса.

На консультации мы можем беседовать, обсуждать, писать, представлять, рисовать, сочинять, работать с метафорическими картами, двигаться, фотографировать и т.д.

 

Сколько стоит консультация?

Первичная онлайн консультация – 3000 рублей/60-80 минут.

Первичная офлайн консультация (в кабинете) – 3800/60-80 минут.

Консультация онлайн разовая – 3000 рублей/60 минут.

Есть система «консультационных пакетов»: при покупке 5-10 встреч каждая консультация выходит дешевле (точную сумму уточняйте).

Можно получить разовую консультацию?

Вы можете получить «экспресс-консультацию» по вашему запросу.

Как проходит первичная консультация?

Главные задачи первой встречи: знакомство, формирование запроса и построение плана его достижения.

 

Как записаться на консультацию?
Чтобы записаться на консультацию, свяжитесь со мной любым удобным для вас способом>>>
ПРОЧИТАТЬ СТАТЬИ О КОНСУЛЬТИРОВАНИИ:
Прочитать кейсы
КЕЙС АЛЁНЫ
(публикуется с разрешения клиентки)

Алёна обратилась с запросом о том, что поможет ей завершать дела и получать результат. Многие дела откладывались, было ощущение, что нет желания и интереса. Это сказывалось и на личной, и на профессиональной жизни...

Отработали 8 сессий (по 60 минут онлайн) в арт-подходе. На каждой встрече задействовали ресурс творчества (рисовали), а та же использовали привычный формат консультации "вопрос-ответ".

Относительно незавершенных дел Алёна чувствовала раздражение, сожаление и разочарование. Работали с этими чувствами и вышли на такой момент, что не хватает состояния внутреннего подъёма для доведения дел до конца. Дальше стали искать то, что даёт или даст ощущение подъёма. Это было нелегко, так как клиентка сменила место жительства и место работы, и все способы самопомощи, которые она использовала раньше, здесь не действовали. Пришлось искать новые опоры! В этом помогли глубинные арт-терапевтические практики, а ещё Алёна сделала очень мощный коллаж своих ресурсов и разместила его на холодильнике, чтобы он всегда был в поле внимания.

В середине консультационного процесса запрос трансформировался в "что поможет мне быстрее наполняться ресурсами", так как появилось осознание: когда ресурсы (сила, энергия) есть, дела легко доводятся до конца, а когда ресурсов нет, появляется апатия, усталость и другие неприятные последствия.

На завершающих сессиях мы говорили о том, как восстанавливаться и наполняться, если нет времени, а нужно это сделать, иначе - истощение ресурсов.

Алёна осознала, что имеет право на отдых и на то, чтобы делать для себя то, что хочется, а не только для других (в семье было принято больше отдавать, нежели брать, поэтому новое осознание непривычно). Пришел важный инсайт-аффирмация: "У меня есть время и право на отдых, чтобы восстанавливаться". Решено было оформить это высказывание и повесить на видном месте.

Мы пришли к тому, что для решения запроса нужно изменит ситуацию с работой (она, по словам клиентки, "истощает больше всего") - мы размышляли, как и что можно внедрить в профессиональную деятельность. Было заметно, что работа отнимает много энергии: даже когда клиентка была в отпуске, её вызывали на рабочее место для решения срочных вопросов, в итоге отдыхать на 100% не получалось. Алёна осознала: необходимо чаще давать себе право на отдых на работе, а начать можно хотя бы с того, чтобы хотя бы на 10 минут закрываться в кабинете и спокойно попить чай в разгар рабочего дня.

Кроме того, Алёна много говорила о важности того отдыха, который её больше всего восстанавливает. Это - путешествия, смена обстановки. Из-за карантина не удалось съездить к близким людям, что раньше очень хорошо питало, сейчас же снова пришлось искать новые способы. И Алёна их нашла! Это - общение с новыми и старыми друзьями, забота о себе, контакт с природой и т.д. На последней сессии Алёна сообщила, что через пару дней состоится долгожданный поход в горы, а ещё запланирована поездка в соседний город с целью экскурсии.

Таким образом, если в начале работы Алёна думала, что всё дело в нехватке времени, то потом она осознала, что просто сама себе не позволяет отдых и ставит интересы других выше своих интересов, поэтому ключевым моментом стало дать себе право на отдых без стыда, страха, чувства вины и других дискомфортных эмоций, а с радостью и любовью!

Психологические техники, которые использовались в работе: "Я в образе постройки", "Мой сад", "Путь", "Консультативные расстановки", "Лестница", "Деревья", "Остров", "Скелет", "Незавершенные предложения".

КЕЙС ЕЛЕНЫ
(публикуется с разрешения клиентки)

Елена обратилась с запросом о том, как наилучшим образом позаботиться о своём физическом здоровье. После перенесенного заболевания она ощущала недостаток заботы о себе, замечала бесконтрольное переедание по вечерам, режим сна и бодрствования сбился...

Было ощущение, что "никто не поможет". Полноценный отдых, который мог бы помочь в этой ситуации, организовать из-за пандемии оказалось невозможно.

Елена испытывала усталость, безразличие, апатию, грусть и печаль.
На первой сессии, работая с чувством печали (оно, по словам клиентки, вызывало наибольший дискомфорт), Елена пришла к осознаниям, что важно стать опорой для самой себя, а не искать поддержку у других людей.

Далее мы сконцентрировались на теме заботы о себе. Елена выделила три важных направления: посильная физическая нагрузка (для поддержания тела в тонусе и снижения веса), забота о питании (осознанный прием пищи, снижение веса) и забота об эмоциональном состоянии. Мы договорились, что каждый день по 1 минуте она будет уделять время этим пунктам.

На третьей сессии Елена отметила, что есть что-то более значимое - это концентрация на себе, то есть помогать в первую очередь себе, а не другим. Это решение было непростым, так как клиентка раньше часто приходила на помощь другим людям, где-то даже в ущерб себе. Возник вопрос, что поможет концентрироваться на себе, а не на других. Мы придумали девиз для нового состояния: "Я - центр, я - главная в моей жизни". Елена сделала коллаж на эту тему и, таким образом, начала его примерять на себя, словно новое платье. Так же она составила список людей, которые её вдохновляют и у которых такое состояние, возможно, уже есть.

В середине процесса было заметно, что количество энергии возросло: Елена начала активно делать маленькие и большие шаги: дыхательная гимнастика, физические упражнения, отслеживание питания, ведение дневника эмоций и чувств, режим дня и т.д. Мы вышли на то, что тема физического здоровья тесно связана с уверенностью в себе, поэтому запрос немного трансформировался: как заниматься тренировками для улучшения здоровья и поднятия уверенности в себе.

На пятой сессии на передний план вышла тема осознанного питания и запрос снова претерпел изменения. Елена приняла решение, что не желает "заедать" стресс и выбирает наблюдение за режимом приёма пищи.

Шестая встреча стала поворотной: мы вышли на отношения с мужем как на то, что сильно влияет на запрос. Елена призналась, что былое взаимопонимание отсутствует. Очень мощным был инсайт о том, что важно принимать и негативные эмоции, проживать их, в этом - тоже ресурс. Дать быть негативным эмоциям как естественному процессу!

К седьмой встрече у Елены ушло желание переедать и заедать, появилось проживание всех эмоций, даже не комфортных. Мы работали снова с темой питания. Упражнение "Лестница" (фототерапия) помогло упорядочить запрос и на глубинном уровне пройти каждую ступень его решения. Сфотографировав холодильник, Елена осознала, что пора там навести порядок и культивировать уважительное отношение к еде.

Заключительная, восьмая сессия, была итоговой. Елена рассказала, что практикует завтраки в одиночестве, без гаджетов, в приятной обстановке - это помогает относиться к питанию осознанно. Похудела на 1.5 кг. Чувствует себя лучше. Продолжает соблюдать режим сна и отдыха, режим питания, но есть ощущение нестабильности (вдруг результат не удержится). Мы говорили о том, что для формирования новой привычки нужно время и это нормально - ощущать некую нестабильность.

Оказалось, что запрос, который был про физическое здоровье, связан так же с отношениями с мужем (это мы обнаружили и раньше), а ещё - с любовью к себе, чувством вины и обиды. Таким образом, первичный запрос решен, но открылись новые задачи для исследования. В первую очередь, по словам клиентки, это - отношения с мужем.

Елена сказала, что в самом начале работы было ощущение, что запрос так и останется неразрешенным. Но потом всё начало меняться! Укрепилось чувство, что она справится, что она этого достойна.

Психологические техники, которые использовались в работе: "Букет", "Луна и Солнце", "Сектор", "Мой сад", "Алмаз", "Путь", "Три дерева", "Консультативные расстановки", "Остров", "Лестница", "Скелет", "Незавершенные предложения".

КЕЙС МАРИНЫ
(Публикуется с разрешения клиентки)

Марина обратилась с запросом о низкой продуктивности. Дел много, а они не делаются. Запрос мы сформулировали так: 'Что мне поможет повысить эффективность?' Работа заняла 5 сессий по 60 минут. Мы встречались онлайн, в вотс ап, в режиме видео...

Первая встреча была ознакомительной и диагностической. Я попросила Марину рассказать о себе и о запросе. После этого я задала вопросы о тех моментах, которые хотела прояснить. Далее предложила Марине нарисовать себя в образе постройки. Это диагностическое упражнение помогло определиться с направлениями работы. Также удалось выяснить, что есть особенности здоровья, которые могут влиять на запрос (была анемия, клиентка периодически проходит диагностику). В конце консультации Марина сказала, что почувствовала себя спокойнее.

На второй встрече мы исследовали эмоции, которые испытывает Марина, когда она менее эффективна, чем ей хотелось бы. Это и гнев, и страх, и разочарование, и обида. Далее мы работали с тем чувством, которое волновало больше всего - с обидой. Важный инсайт был о том, что обиду нужно принимать. Вышли на любовь и уважение к себе. В конце консультации Марина сказала, что ощутила облегчение.

На третьей встрече обсуждали работу и то, как можно улучшить рабочее место, чтобы снизить чувство апатии. Особенно глубоко прошло арт- терапевтические упражнение "Мой сад", где низкую эффективность нужно было представить и изобразить через метафору заброшенного сада. Вышли на возможные причины апатии, возникшие ещё в детстве! Далее на метафорическом уровне Марина облагородила сад, превратив его в комфортное пространство. Из этой метафоры мы плавно перешли к тому, а как в реальной жизни можно это сделать. В завершение встречи клиентка поделилась, что чувствует себя спокойно и комфортно.

На четвёртой сессии выяснилось, что запрос уже решился! Марина отказалась от дополнительной работы, оставив основную занятость, которая ей нравится. Записалась на обучение. Начала практиковать физические упражнения. Мы сделала две арт-терапевтических практики, в ходе выполнения которых Марина пришла к понимаю, что прошлое - это ценный опыт, который не нужно прятать. Пришло решение заниматься спортом. Марина сказала: "Счастлива, как ребенок, когда занимаюсь спортом". В конце встречи обсудили конкретные действия для дальнейшего роста эффективности и запланировали заключительную встречу.

На пятой консультации я узнала о том, что Марина на протяжении недели практиковала физические упражнения, а также мастерски совмещает дом, работу и обучение. Она отметила, что перестала обесценивать то, чем занималась, признав, что действительно очень активна. Теперь самое главное - это действовать. "Всё, что можешь делать, делай", - такое послание к самой себе клиентка сформулировала в ходе выполнения одного из заданий. Завершили консультирование коучинговым упражнением "Сектор", где выделили участки действий, которые клиентка хотела бы реализовать в ближайшее время: система планирования дел, полезный отдых (прогулки, музеи и т.д.), хобби (шитьё, рисование), движение (спорт).

Марина отметила, что в начале консультирования было ощущение, что её запрос не решаем, а потом появилось чувство "всё в моих руках" и после консультаций укрепилась уверенность "всё могу".

Упражнения, которые я предлагала в ходе консультирования: "Я в образе постройки", "Луна и Солнце", "Букет", "Мой сад", "Консультативные расстановки", "Остров", "Скелет", "Незаконченные                  предложения", "Сектор".

P.S. Мне сложно объяснить на уровне логики, как разрешился этот запрос. Есть гипотезы. И есть стойкое ощущение, что психолог в этом случае именно сопровождал клиента на его пути. Это навело меня на мысль, что процессы в психике человека могут быть гораздо сложнее, чем мы можем это объяснить. Иногда достаточно дать человеку ресурс и помочь выстроить пространство для изменений, - и результат не заставит себя долго ждать.

КЕЙС НАДЕЖДЫ
(Публикуется с разрешения клиентки)

Надежда обратилась с запросом про гармоничные и здоровые отношения с мужчинами. Она заметила, что все партнеры обладают общими качествами и отношения с ними строятся по похожему сценарию, - это вызывает страдания...

Мы работали в рамках разовой консультации. Она длилась 60 минут и проходила онлайн (видео звонок в Whats App). Я не использовала специальных упражнений - консультация напоминала глубокую беседу.

Мы говорили о том, какие отношения есть сейчас и каких отношений хочется достичь.

Выяснилось, что текущие отношения очень похожи на отношения родителей клиентки между собой, а так же на отношения с отцом.

Ключевая фраза, которая громко и эмоционально отзывается в отношениях: "Мне кажется, что меня никто не любит". Эта фраза оказалась связующей.

Я предположила, что текущие отношения с мужчинами - это способ получения любви и внимания к самой себе. Надежда ответила, что у неё это откликается.

Таким образом с темы "роман с мужчиной" мы переключились на тему "роман с самой собой", потому что без любви к себе гармоничные отношения с мужчинами построить сложно и, трудно сказать, возможно ли.

Когда мы недополучаем любви, заботы, одобрения от родителей, мы можем "требовать" её от партнёра или от кого-то другого из окружения (дети, друзья, коллеги и т.д.) Осознание о том, что мы уже взрослые и можем сами себе додать то, чего не хватает, кардинально меняет ситуацию!

Надежда размышляла о том, как она сама может себе дать то, что она запрашивает от мужчин, как проявлять внимание и одобрение к себе, через какие конкретные действия. В итоге появился план. Например, клиентка отметила, что давно хотела записаться на курсы по макияжу, - сейчас это прекрасная возможность проявить любовь и внимание к себе.

Ещё один момент: мы можем сами выбирать, как и где "страдать правильно". Если у нас такая сфера есть (например, спортзал), то место для страданий уже "занято". Для Надежды "правильным страданием" станут походы в бассейн и особенно - походы по магазинам, потому что шоппинг бывает утомителен.

В качестве домашнего задания я предложила ведение дневника по специальной схеме и создание коллажа на тему желаемых отношений с мужчиной.

В конце встречи Надежда отметила, что появилось чёткое понимание, что и откуда пришло, составлены конкретные рекомендации, настроение стало более позитивным. Если нужна будет дальнейшая помощь, она знает, что может обратиться.

КЕЙС ЮЛИИ
(Публикуется с разрешения клиентки)

Юлию волновала тема самореализации в профессиональной сфере, поэтому она обратилась к психологу. Она хотела чувствовать удовлетворение от своей работы, но не знала, что для этого сделать...

Запрос стал назревать во время декретного отпуска, а наиболее проявился после развода с супругом. На первой встрече Юлия сформулировала запрос таким образом: «Что я могу сделать, чтобы больше гордиться собой?» Мы начали с исследования темы гордости: «Какая я, когда горжусь собой? Что для меня значит «гордиться собой?» В качестве домашней работы я предложила два упражнения на активизацию темы гордости, одно из которых - вспомнить и записать 10 ситуаций из детства, юности или взрослости, когда ощущалась огромная гордость за себя.
На второй встрече мы исследовали чувства, которые связаны с запросом и работали с теми из них, которые вызывали максимальный дискомфорт. Оказалось, что это – досада, сожаление. Как выяснилось, это чувство связано не только с работой, но и с отношением с мужчинами и, конечно, с отношениями с самой собой. Сессия завершилась вопросом для размышления: «Не слишком ли мало времени Я уделяю Себе, когда появляется Другой?»

Третья встреча прошла в метафорическом ключе: в виде сада Юлия представила и изобразила на бумаге ситуацию, когда она не гордится собой («заброшенный сад») и когда гордится («желаемый сад»). Упражнение произвело большое впечатление на клиентку (потом она вспоминала образ желаемого сада как ресурсный). Юлия отметила для себя очень важную вещь: «Даже если сад заброшен, там есть ценное, то, что питает, что дает пользу и поддержку».

На четвертой сессии мы работали через расстановки с предметами на листе. Благодаря данной технике Юлия осознала, насколько ей важно создавать образ будущего, планировать, продумывать: «Когда есть видение будущего, появляется смысл». В качестве домашнего задания я предложила приготовить коллаж исцеления отношений по специальной схеме на основе вырезок из журнала.

Пятая встреча была посвящена обсуждению коллажа, который получился невероятно позитивным, энергичным, радостным. Как отметила клиентка, «…появилось позволение, разрешение думать над этой сферой», появилась определенность, ясность. Коллаж Юлии очень нравился, потому что «там много энергии» – решено было повесить его дома. В ходе сессии мы успели также выполнить упражнение из фототерапии – оно помогло структурировать запрос. Клиентка ощутила, что «..на пути к цели может произойти что-то хорошее».

Шестая встреча прошла динамично. Арт-терапевтическое упражнение «Остров» заставило Юлию задуматься над вопросом: «Как использовать мой потенциал?» Чтобы глубже исследовать тему потенциала, я предложила поработать с метафорическими картами: мы выполнили расклад на прояснение ситуации.

На седьмой сессии обсуждали выполнение упражнения «Призвание и предназначение». Юлия ощутила, что большая часть потенциала связана с передачей знаний, с помогающей профессией. Поняла, что двигается в правильном направлении. Новое видение я попросила изобразить в виде итоговой картинки: получились три круга, которые взаимосвязаны: три профессиональные сферы – их важно совместить в деятельности. Удивительно, но именно при сочетании этих трех аспектов возникало ощущение максимальной продуктивности в профессии. Ключевая фраза: «Всё было не зря!» Это помогло Юлии дать четкий ответ на тот вопрос, который она обозначила на свой первой встрече…

Таким образом, Юлия прошла большой путь от обесценивания определенных моментов своего образования, некоторых достижений, ряда аспектов личностных и межличностных отношений - к принятию, интеграции этого опыта в свою жизнь, переоценки его, маркировки как ценного и значимого, что является идеальной основой для будущих эффективных действий. Юлия отметила, что в ходе консультирования она нашла важные для себя ответы, увидела их, прорисовала, проговорила. Гордость за себя теперь охватывает не только профессиональную сферу, но и личностную, и сферу отношений. Пришло осознание, что есть множество поводов гордиться собой. Теперь и отношения с самой собой, и отношения с партнером, и отношения в профессиональном плане выходят на новый уровень…

Психологические техники, которые были использованы в работе: «Букет», «Мой сад», «Консультативные расстановки», «Коллаж на исцеление отношений», «Лестница» (фототерапия), «Остров», расклад из метафорических ассоциативных карт на прояснение ситуации, «Призвание или предназначение», «Незавершенные предложения».

КЕЙС ЕКАТЕРИНЫ
(Публикуется с разрешения клиентки)

Екатерина обратилась к психологу, чтобы наиболее экологично прожить уход матери после тяжелой болезни (опухоль мозга). Для клиентки это – первая серьезная потеря во взрослом возрасте...

На первой встрече мы работали с чувствами, которые были на тот момент (боль, вина, обида и др.): рисовали их в безопасном пространстве мандалы. Когда болезненные чувства удалось выразить и осознать, было предложено нарисовать желаемое состояние. Екатерина нарисовала планету в космосе и сказала, что данный рисунок для нее – о принятии жизни и смерти, «ты здесь – как гость», «жизнь продолжается – нужно смириться». В конце консультации с помощью метафорических карт она нашла для себя ресурсы, которые помогут справиться с утратой: отдых, контакт с природой, море, работа, цветы и забота о растениях…

Вторая консультация вобрала в себя работу с чувством беспомощности. Екатерина рассказала о своем состоянии в образе метафоры: в дом попал метеорит, всё сгорело и теперь ничего нет. Клиентка жалела, что не удалось о многом поговорить с мамой – не хватило времени. По мере дальнейшей работы, метафора с домом после пожара трансформировалсь в участок, который быстро порос зеленью. Закончили встречу на фразе: «Жизнь продолжается!»

На третьей встрече я предлагала Екатерине предложения, а она их завершала: «Я помню…», «Я тоскую…», «Меня поддерживает…», «Я радуюсь тому, что…» и т.д. Во второй части консультации было выполнено упражнение «Безопасное пространство», направленное на наполнение силами и энергией.

На четвертой консультацией Екатерина прошла «Путь героя» (так называется техника на преодоление трудностей) и нашла те ресурсы, которые берет в качестве помощников. В конце встречи клиента отметила: «…путь кажется тяжелым и сложным, если ты в начале, но, если каждый день делать шаг, то его можно пройти».

Пятая встреча началась с замечания клиентки о том, что «что-то изменилось», словно дна уже достигла и теперь должно становиться легче. Мы продолжали работу на ресурс: было предложено упражнение «Ландшафт моих возможностей».

Шестая консультация эмоционально было самой тяжелой. Я сопровождала клиентку в общении с мамой, с её душой. Екатерине удалось сказать то, что она не успела сказать и сделать то, что она хотела сделать. После этого наступило «опустошение, словно эмоции все вылились».

Грустное состояние продлилось примерно неделю, затем стало легче. Это связано с тем, что после расстановки запустилось проживание потери на осознанном уровне, до этого не было полного осознания.

На седьмой встречи Екатерина рассказала о том, что начала вести дневник светлой памяти о маме. Была выполнена техника «Мемориал», направленная на проживание горевания. В итоге родились такие мудрые строки: «Ты можешь увидеть сокровища, когда море уходит и они остаются на песке, а до этого ты не замечаешь и не подозреваешь, что там скрывается». Отныне был взят курс на то, чему эта потеряла научила, какую «жемчужину» она дала. Встреча была закончена снова выходом на ресурс и поддержку.

На восьмой встрече я предложила Екатерине выполнить упражнение на целеполагание из фототерапии «Лесница», так как возникла необходимость «накопить спокойствие». Мы говорили о том, что значит «быть спокойной», когда испытывали спокойствие, какие образы успокаивают и т.д. Снова подключили метафорические карты, так как сложно было найти то, что поможет быть спокойнее.

Девятая встреча стала завершающей. Екатерина отметила, что консультации дали возможность «проговорить комок эмоций», а после расстановки (общения с образом мамы) стало легче. Горевание, по ощущениям, прошло «более гладко» по сравнению с тем, как могло бы быть без психологической работы. Екатерина привела замечательную метафору в качестве примера: проживать горе в консультировании – это как «идти по тропинке, а не продираться сквозь чащу».

В заключение хотелось бы привести клиентский итог: «Моя жизнь не будет прежней и мне нужно в новой реальности продолжать жить дальше…воспитывать дочь».

Психологические техники, которые были использованы в работе: «Контейнирующая мандала», «Нарисуй мандалу», «Завершенные предложения», «Безопасное пространство», «Путь героя», «Ландшафт моих возможностей», расстановка (контакт с образом мамы), «Дневник светлой памяти», «Мемориал», «Лестница» (фототерапия), «Незавершенные предложения», ведение дневника, работа с метафорическими ассоциативными картами.

КЕЙС АНАСТАСИИ
(Публикуется с разрешения клиентки)

На первой встрече Анастасия сформулировала два запроса: один - по поводу отношений с мамой, второй - по поводу профессиональной реализации. Исходя из моего опыта, если запросов несколько, то, как правило, они связаны между собой и, решая один запрос, попутно мы касаемся и других тем...

Сначала я попросила Анастасию нарисовать два рисунка: "отношения с мамой те, какие есть сейчас" и "отношения с мамой, какие хотелось бы иметь". Выяснилось, что клиентке всегда недоставало принятия и поддержки от мамы. В отношениях много гнева, обиды, непонимания. Общение происходит на дистанции, из-за чего есть чувство вины. В итоге родился запрос: "Что я могу сделать, чтобы я могла принять маму такой, какая она есть?"

Я обратила внимание Анастасии на следующий момент: если человек не принимает маму, то он и себя не принимает по-настоящему, что может проявляться и в личностной, и в профессиональной сферах.

На второй встрече Анастасия исследовала те эмоции, которые появляются в общении с мамой: отчаяние, злость, обида, надежда, уверенность... Больше всего было обиды - с этим чувством работали дальше в разных техниках. Клиентка была удивлена: да, обида есть, но отпустить её она ещё не готова. Возникли вопросы: "Как же жить без обиды? Чем её заменить?" Главное - произошло допущение: жизнь без обиды возможна!

На третьей встрече я предложила выполнить расстановку на отношения с мамой, в ходе которой Анастасия возвращала все обиды и деструктивные установки обратно, а сама шла в "новую жизнь".

На следующей консультации мы работали не только с темой мамы, но и папы. Анастасия выполнила технику "Драгоценности" и рассказала о том, какие ценные качества достались ей от родителей. Оказалось, что от мамы она вобрала уверенность, и именно это качество важно для того, чтобы проявляться в профессиональной сфере. Также клиентка нарисовала "Внутренний стержень" и рассказала об этом образе. В качестве домашнего задания я попросила ежедневно выполнять технику прощения.

На пятой встрече мы подошли к теме самореализации. С помощью метафорических ассоциативных карт Анастасия обнаружила у себя установку "меня на всех не хватит" (и на дом, и на работу). Решено было искать баланс.

Шестая встреча началась с сообщения о том, что Анастасия стала чувствовать себя более спокойно в отношениях с мамой и начала по-другому реагировать на неурядицы в общении. Клиентка выполнила технику "Мой сад", где сначала в виде метафоры заброшенного сада рисовала то, что её волнует, а потом в виде метафоры цветущего сада - желаемое состояние. Много говорили про границы и чувство безопасности. Домашним задание стало выполнение "Круга осознания" ежедневно.

Учителя говорят о том, что основная работа происходит не на консультациях, а между ними. На седьмой встрече Анастасия поделилась несколькими ценными осознаниями, которые случились на неделе: нет готовности убрать границы с мамой полностью, границы - это единственный способ существования с мамой, без них - нельзя. Чтобы ощутить эти границы, пришлось прибегнуть к помощи пластилина, с помощью которого они были построены, а затем многократно передвигались и, в итоге, окончательно размещены между двумя образами: "Я" и "мама". Анастасия с удивлением отметила: находиться на расстоянии комфортно. На этой консультации также была выполнена техника "Мост", направленная на освобождение от обиды. Впервые возникло осознание, что мама связана с реализацией в профессиональной сферой, с возможностью проявляться. Было дано домашнее задание: творчески оформить разрешение для самой себя на профессиональную самореализацию.
В конце встречи Анастасия подвела итог: тема отношений с мамой исчерпана, появилось другое понимание о том, что границы необходимы: "В дистанции лежит внутренняя гармония". Я спросила, на сколько процентов, по внутренним ощущениям, решен первый и второй запрос. Анастасия ответила, что первый (про маму) на 70, второй (про профессиональную реализацию) - на 30.

На восьмой встрече поднялась злость, агрессия, а это часто бывает, когда в консультировании снимается верхний пласт запроса. Следовательно, ещё несколько встреч мы работали над экологичным выражением гнева. Далее мы вышли на тему уникальности.

На одиннадцатой консультации мы подвели итоги работе с детско-родительскими отношениями: с мамой стало общаться легче, но периодически всё же возникает чувство виды. Стоит отметить, что это - абсолютно нормально, ведь для нового паттерна поведения требуется время.

Завершая данную тему, Анастасия сказала, что изначально думала о том, что причина проблемы - в неуверенности в себе, а в ходе работы поняла: причина - в детских травмах. Появилось ощущение: "всё в моих руках". Анастасия подчеркнула, что теперь чувствует свою значимость, видит себя: "Я - есть, не просто существую, а вижу свою роль в мире".

Работа над вторым запросом была продолжена.

КЕЙС ЕКАТЕРИНЫ
(публикуется с разрешения клиентки)

В ходе первой консультации Екатерина определила для себя несколько запросов для работы: прожить роды второго ребенка (травматический опыт), гармонизировать отношения с детьми, найти свое предназначение. Мы много говорили про детство, юность, отношения с родителями, отношения с мужем и детьми, работу и т.д...

На второй встрече мы работали с травмой во время родов. Сначала использовали упражнение "Букет" для осознания эмоций и чувств. После этого перешли к рисованию мандал: первая мандала помогла выгрузить болезненные переживания, а вторая мандала - гармонизировать состояние. Екатерина осознала, что в родах было много ожиданий с ее стороны, которые не оправдались. Появилась готовность принять то, что произошло.

На третьей консультации Екатерина отметила, что после прошлой встречи у неё словно снялся невидимый блок, она чувствовала себя лучше, улучшилась сексуальная сфера. Тем не менее, боль от травмы ещё ощущалась, и я предложила арт-терапевтическое упражнение "8 квадратов" для исследования этого состояния и освобождения от боли. В завершение встречи клиентка ощутила уверенность в преодолении ситуации и спокойствие.

На четвертой встрече мы перешли к теме самореализации. Также затронули тему контроля: с одной стороны, он в чем-то помогает, а с другой стороны, мешает. Екатерина ушла с вопросом: "В чём, где я могу отпускать себя? Где я могу чувствовать себя свободной?"

В начале пятой консультации мы обсудили выполнение техники "Колесо баланса", которую Екатерина сделала дома. От взаимоотношений со своими детьми клиентка плавно перешла к своему Внутреннему Ребенку, которому не хватало принятия и любви. В конце встречи Екатерина осознала, что не должна нравиться всем, и нужно переместить акцент с окружения на себя, то есть больше заботиться о себе.

На шестой встрече Екатерина рассказала о том, как дома выполнила упражнение "Предназначение" и поделилась ценными осознаниями. Кроме того, она озвучила такие важные моменты, как: "Я не должна соответствовать маминым ожиданиям", "Я себя нашла", "Я разрешила себе быть собой". Укрепилась сепарация от родителей, за счёт этого появилось больше опоры на себя, больше одобрения своих действий. В конце встречи Екатерина себя чувствовала хорошо, появилось желание созидать, творить.

Через некоторое время мне пришло сообщение от Екатерины: "Мне кажется, что все мои запросы выполнены. Чувствую уверенность и спокойствие. Но планирую придти к вам подвести итог".

Седьмая встреча состоялась онлайн. Я предложила выполнить упражнение "Незавершённые предложения". В ходе его выполнения Екатерина подчеркнула, что в результате консультирования появилось ощущение "всё могу, нашла себя" и "фокус переместился на свою жизнь". Екатерина рассказала, что хотела бы сменить профессию на более творческую. Пока в качестве хобби, но с заделом на будущее, она занялась реставрацией и декорированием мебели. Именно в такие моменты, когда она занимается мебелью, она чувствует себя счастливой. Укрепились вера в результат и позитивный настрой.

Мой комментарий: у Екатерины психологическая работа проходила очень интенсивно и на сессиях, и между сессиями. Решимость разрешить запросы и готовность это делать были колоссальными. Возможно, этим обьясняется то, как быстро запросы разрешались. Так бывает не у всех. Я описала только основные моменты и то, что смогла восстановить по своим записям (прошло более полугода).

Ознакомиться с отзывами