Метафорические ассоциативные карты как средство исследования художественных способностей
УДК 159.9.072
Н.Н. Нечаев, академик РАО, доктор психологических наук, профессор
А.А. Калакуцкая, психолог, магистрант
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва)
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Опубликовано: Нечаев Н.Н., Калакуцкая А.А. Метафорические ассоциативные карты как средство исследования художественных способностей // Арт-терапия сегодня: возможности, тенденции и достижения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16–17 июня 2023 г., г. Воронеж) / ответ. ред. А.Ю. Татаринцева; редкол.: А.Ю. Татаринцева [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – 200 с. – С.131 – 137.
*Цитирование статьи возможно только при условии указания авторства
Аннотация. Опираясь на культурно-историческую теорию и деятельностный подход, в данной статье описаны диагностические возможности такого инновационного психологического инструмента, как метафорические ассоциативные карты. Метафорические карты рассматриваются как культурные средства, артефакты, которые помогают человеку «пробудить» личностные смыслы в процессе совместной деятельности. Методика «Метафорические карты: рассказ – коллаж — оценка», созданная на основе сопоставления респондентов, имеющих образование в сфере искусства и не имеющих такового, позволяет диагностировать уровень развития художественных способностей как «очеловеченного» восприятия объективной действительности. Кроме того, методика может быть использована для исследования личностного потенциала. Данная работа выводит диагностику художественных способностей на новый уровень, а также существенно расширяет сферу применения метафорических ассоциативных карт.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, художественные способности, личностные смыслы.
N.N. Nechaev
Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
A.A. Kalakutskaya
Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
METAPHORICAL ASSOCIATIVE CARDS AS A MEANS OF RESEARCHING ARTISTIC ABILITIES
Abstract. Based on the cultural-historical theory and activity approach, this article describes the diagnostic capabilities of such an innovative psychological tool as metaphorical associative cards. Metaphorical cards are considered as cultural means, artifacts that help a person to «awaken» personal meanings in the process of joint activities organized by a specialist. The method «Metaphorical cards: story — collage — assessment», created on the basis of a comparison of respondents with and without education in the field of art, allows diagnosing the level of development of artistic abilities as a «humanized» perception of objective reality. In addition, this method can be used to study personal potential. This work brings the diagnostics of artistic abilities to a new level, and also significantly expands the scope of metaphorical associative cards.
Keywords: metaphorical associative cards, artistic abilities, personal meanings.
Библиографический список
1. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки порождения психологии смысла произведений живописи и графики. – Москва: РИА «Мы и Мир», 1999.
2. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — Germany: Oh Verlag, 2010.
3. «Михаил Врубель. Ключи к выставке. Интервью с куратором» [Электронный ресурс] //URL: https://izi.travel/browse/73c75970-5519-42ad-b8db-4de05cd29603/ru (дата обращения: 05.02.2023).
4. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе. – Москва: Издательство Московского университета. – 1985.