Профилактика профессионального выгорания

«Я провожу занятия с детьми, работаю «как лошадь», прихожу домой «выжатая как лимон», а родители с детьми дома не занимаются и дети ожидаемого результата не дают. Я чувствую, что работаю впустую и меня это угнетает. Нет ни сил, ни настроения идти на работу». В последнее время я слышала подобный запрос сразу от нескольких специалистов помогающих профессий и решила написать об этом.

Фокус — в правильном целеполагании. Фактически, мы напрямую можем влиять только на нас самих и, соответственно, брать ответственность можем только за свою часть работы. Мы не можем гарантировать, что ребёнок освоит задания. Мы не можем контролировать, выполняют ли родители с детьми домашнюю работу.

Рекомендации:

1. Попросите родителей вести дневник и каждый день записывать туда свои мысли и чувства, открытия, что нового заметили у ребёнка, что пока у него не получается и т.д.

2. Попросите родителей подробно письменно описать в дневнике, как у ребёнка дела сейчас и как он хотел бы, чтобы было в будущем (цели).

3. Обсудите с родителями, что из этих целей реально на данном этапе, а к обсуждению чего вы вернетесь позже (то есть что пока недостижимо, но это не значит, что не будет достижимо завтра).

Распишите подробно каждую цель (например, на две недели вперёд): что вы как специалист готовы делать для её реализации, а что готовы делать родители ежедневно.

4. Регулярно подводите итоги по целям: что достигнуто, а что ещё нет. Обсуждайте с родителями, планируйте следующий временной отрезок. Спрашивайте, что они заметили, какие усилия они прикладывают, советуйтесь с ними и давайте новые рекомендации.

5. Предупредите родителей, что сначала, скорее всего, будет резкий подъём, потом спад, потом «плато» и, если потерпеть и продолжать идти вперёд, то мы снова пойдём в гору, но уже будем забираться высоко.

Зная заранее, что будут откаты, родители к этому подготовятся и не побегут искать другого специалиста, когда явные(!) результаты уйдут.

6. Вы как специалист пропишите долгосрочные и краткосрочные цели, а перед каждым занятием с ребёнком письменно ставьте те цели, реализация которых напрямую зависит от вас на конкретном занятии.

Это должны быть измеримые и достижимые цели. Например, провести одну игру на развитие внимания, одну игру на развитие памяти, одно упражнение на развитие креативности и свободы творчества, оказать поддержку: похвалить минимум 5 раз, укрепить мотивацию: в конце встречи выделите то, что удалось ребёнку лучше всего — вручить маленький подарок (медалька, диплом или какая-то «мелочевка» из игрушек), дать домашнее задание и т.д. и т.п. исходя их вашего профиля деятельности.

В конце занятия отметьте, какие цели вам удалось выполнить.

Да, это всё может занимать дополнительное время (20-30 минут на вводном занятии, далее — 5-10 минут на каждой встрече), но зато вы будете иметь надежную защиту от профессионального выгорания, а родители, участвуя в процессе, откажутся от импульсивного решению менять специалиста на этапе «плато».