Психологическая подготовка ребенка к авиаперелету
Приводится ряд рекомендаций, которые основаны на опыте нашей семьи.
1. Чтение книг о самолётах и аэропортах. Заблаговременно и регулярно. Обсуждение прочитанного. Мы читали энциклопедию «Аэропорт» из серии «Супер-Окошки».
2. Рассказ ребенку о том, как мы поедем в аэропорт и что там будет происходить. Подробно.
3. Обращение внимания ребенка на то, что в самолёте будем сидеть пристёгнутыми, как в автокресле, и будет очень шумно «как будто включен пылесос, это так работает двигатель» (с малышами проигрываем полет на стульях с ремнями безопасности и с включенным пылесосом).
4. Показ ребенку чемоданов и дорожных сумок, игры с этими предметами. Объясняем, что такое «багаж» (чемодан, который мы сдадим в аэропорту и он полетит в багажном отделении, мы его получим после прилёта) и «ручная кладь» (то, что берём с собой на борт). Обсуждение того, что ребенок положит в чемодан, а что — в ручную кладь. С детьми постарше — составление списка (можно в виде рисунков).
5. Говорим о том, что будет закладывать ушки на взлете и на посадке, так как самолёт меняет высоту. Запасаемся чупа-чупсами! Готовим мультфильмы на телефоне (или планшете) и наушники. Наушники будут очень кстати!
6. По дороге в аэропорт ещё раз подробно рассказываем о том, что нам предстоит. Когда ребенок понимает последовательность, уровень стресса и страха снижается.
7. В самолёте комментируем, что происходит.
По поводу скорости и шума: "Скоро самолёт сильно разгонится и взлетит. Для этого пилот включит двигатель. Будет очень шумно."
По поводу ушей: "Самолёт будет набирать высоту и наши ушки будет закладывать, нужно сосать леденец".
По поводу плача: "Маленькие детки могут плакать, потому что у них закладывает ушки или они хотят кушать, или хотят спать..." (в этом случае ваш ребенок не начнет бояться, если рядом у кого-то случится истерика).
По поводу турбулентности: "Если самолёт попадет в зону турбулентности, будет сильно трясти - это похоже на то, как машина едет по ямам".
Малышей можно дома сажать к себе на колени и имитировать тряску, поможет потешка: "По кочкам, по кочкам, по маленьким листочкам, в яму бух, раздавили сорок мух".
Есть ещё особый момент, когда пилот включает систему торможения, открываются закрылки (обычно сразу после того, как шасси коснулись земли) - уровень шума увеличивается, даже взрослым может стать страшно, поэтому ребенка тоже об этом предупреждаем.
8. Берём на борт игрушки и то, что может занять ребенка (книги, игры, мультики). Любимая игрушка ребенка должна обязательно лететь с ним!
9. Если ребенку страшно во время перелета, предлагаем ему сжимать нашу руку тогда, когда страшно: сильный страх — сильно сжать, слабый страх — сжать слегка и т.д. Это помогает отреагировать напряжение.
10. Один из центральных моментов: взрослый сам не должен в самолёте при ребенке паниковать, поэтому, если мы боимся перелетов, работаем сначала со своим страхом. В этом случае хорошо сесть рядом с тем, кто любит летать и будет транслировать спокойствие.
Спокойного перелета вам и вашему ребенку!