Консультация онлайн или офлайн?
VS
Хочу поразмышлять о том, чем психологическая консультация онлайн отличается от оффлайн (в кабинете) и может ли она быть столь же эффективна.
Встреча онлайн чаще всего происходит в мессенджерах с видео связью: вотс ап, вайбер, скайп.
Работа онлайн имеет ряд преимуществ:
- экономия времени на дорогу (например, дорога от дома до арендованного кабинета у меня занимает примерно 90 минут в одну сторону);
- экономия на аренде помещения, что снижает стоимость консультации для клиента, терапевт тоже ничего не теряет — он не платит за кабинет;
- взаимодействие возможно на любом расстоянии (я беру сессии у своего терапевта, при этом нахожусь в Москве, а она — в Уфе);
- больше комфорта и меньше тревоги: и клиент, и терапевт находятся в привычном пространстве — дома.
Есть и минусы:
- зависимость от качества интернета (могут быть сбои, ухудшение качества связи, отключения, переподключения);
- не видно полностью клиента и терапевта — теряется большой аспект невербальной информации;
- прерывание связи может быть большим стрессом как для терапевта («Что случилось с клиентом?»), так и для клиента, который может в самый ответственный момент остаться без поддержки терапевта;
- средства воздействия со стороны психолога ограничены (он не может подать воды и салфетки, а также оказать помощь в случае различных реакцией);
- у терапевта личное и профессиональное пространство накладываются друг на друга — это чревато выгоранием, нужна дополнительная забота о себе.
Не рекомендуется работа онлайн с беременными женщинами, с клиентами, которые находятся в состоянии глубокой травмы (смерть близкого человека, болезненный развод и др.), депрессии, а так же с клиентами, имеющими суицидальные тенденции и в некоторых других случаях.
По личным наблюдениям, работа онлайн вполне эффективна. Иногда я даже не замечаю разницы! Онлайн взаимодействие меня устраивает.
Во многом показательной является первая консультация. На первой встрече происходит знакомство, формирование запроса и выстраивание схемы работы. Если же запрос или ожидания клиента не соответствуют моей квалификации, либо моя интуиция подсказывает, что здесь что-то не то, всегда есть возможность отказаться от консультирования и рекомендовать другого специалиста. Клиент, кстати, тоже волен изменить своё решение.
У меня был случай, когда на первой сессии клиентка импульсивно передвигалась по квартире и принимала лекарства — наше сотрудничество не продолжилось.
Учителя говорят, что основную роль в консультировании играют отношения между терапевтом и клиентом. Таким образом, если нам комфортно друг с другом, есть доверие, есть готовность работать, то выбор формата (онлайн или оффлайн) — это вопрос второстепенный. Я несколько раз сталкивалась и с тем, что клиенты из офлайн переходили в онлайн и отмечали, что так даже удобнее.