Работа с гневом – часть 3

Продолжаю рассказ о том, как я в качестве клиента работала с темой гнева у моего терапевта Екатерина Калашченко.

На четвёртой сессии я нарисовала рисунок агрессивного животного. Им оказалась пантера с клыками и когтями. Смотреть на неё было страшно, но одновременно она вызывала ощущение силы и мощи.

На листе А4 поместились голова животного, часть туловища и немного видны лапы. Екатерина отметила, что такое фрагментарное проявление может говорить о том, что сейчас я настолько проявляю агрессию, то есть примерно на треть. Возникает вопрос, что я могу сделать, чтобы эту энергию высвободить? Чем больше мы освобождаемся от агрессии, тем больше возвращаем себе силу и жизненную энергию.

После изображения пантеры появилось ощущение высвобождения агрессии. Стало легче. Я настолько была впечатлена образом, что не хотела что-то добавить или изменять в рисунке.

Далее Екатерина попросила меня написать слова-ассоциации или целые предложения, которые возникают, гдядя на рисунок. Я перечислила: страх, гнев, ярость, мощь, защита, отстаивание, границы, нападение, честность.

Домашним заданием стало написать рассказ по мотивам рисунка «Я освобождаю свою агрессию или даю выход своей агрессии» с использованием этих слов.

Между четвертой и пятой сессиями я привыкала к образу пантеры, периодически его рассматривая.

На пятой встрече мы продолжили работу над этим образом. Я сказала, что мне пока ещё непривычно с ним взаимодействовать. В ответ Екатерина обратила моё внимание на то, что он указывает на расширение моих возможностей, словно я могу узнать себя больше.

Мне захотелось дорисовать пантеру, и я скотчем приклеила сначала три листа, потом ещё один, чтобы поместился хвост. Так пантера обрела туловище, задние лапы, хвост. Рисунок получился внушительным. Он по-прежнему вызывал смешанные чувства, но долго на него смотреть не хотелось, — в нем ощущалось слишком много тяжелой энергии.

Был интересный момент в процессе рисования туловища. Я хотела изобразить зубчики на спине, как у динозавра, но потом передумала. Екатерина дала обратную связь о том, что, наверное, это чувство «такое же древнее, как динозавр». Застарелая агрессия, которая копилась годами, наконец-то нашла выход в поле рисунка.

Далее мы говорили о том, где и как я могу выражать эту агрессивную часть, как я её уже выражаю.

Мне было важно выйти на понимание здоровой естественной агрессии без чувства вины. Той агрессии, которая призвана защищать меня и отстаивать границы.

В конце сессии мне захотелось дорисовать пантере землю, что я и сделала. Осознала: это — про устойчивость агрессии, её стабилизацию.

В конце консультации я получила ещё два домашних задания о том, как проявлять агрессию в реальной жизни.