Детская игра
Несмотря на кажущуюся лёгкость, тема детской игры — очень серьезная. До сих пор учёные спорят, почему дети играют, какая ведущая причина, ведущий мотив игры. Одна из точек зрения: в игре ребенок примеряет на себя социальные роли, проигрывает их, поэтому и хочет играть. Но вроде бы здесь больше про результат: да, игра позволяет проигрывать социальные роли, а почему ребенок хочет их проигрывать, чтобы стать как взрослый? Я поддерживаю идею, высказанную профессором Кравцовым Г.Г. о том, что ведущий мотив игры — это сама игра, то есть ребенок хочет играть ради самой игры. Получается, что у игры нет ведущего мотива? Будущие исследования покажут!
Известно, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Именно игра способствует появлению важнейших новообразований этого возраста. Абсолютно никто не спорит с тем, что игра оказывает колоссальное значение на развитие. Тогда почему там мало времени уделяется этому феномену?
Мы видим, что свободная игра почти ушла из детских садов, на её место пришли занятия и прочие активности. В группе детского сада множество игрушек, но успевают ли дети с ними играть? Выделяется ли для этого время? Учат ли детей играть? Играют ли взрослые вместе с детьми? Помню, как мой сын, когда я забирала его из сада, постоянно жаловался, что снова не было времени поиграть, — постоянно занятия и занятия: поделки, рисование, лепка, музыка, танцы и т.д.
Очень своевременно ведётся обсуждение внедрения специалиста по детской игре в детский сад, где он будет заниматься только тем, что организовывать игры и играть вместе с детьми. Этого действительно не хватает детским садам!
У современного ребенка есть куча активностей, но ему больше всего нужна игра! Наилучшим образом ребенок этого возраста познает мир (в том числе, осваивает счёт, запоминает буквы, учится читать и т.д.) в игровой форме.
Замечено, что в ситуации травмы или сильнейшего стресса игра у ребенка может пропасть. По мере улучшения состояния, игра возобновляется и способствует проработке травматического опыта. Таким образом, если ребенок после травматического события играет — это хорошая новость. В игре всегда есть возможность прожить волнующие переживания (в том числе, страхи и тревоги), конфликты, найти новый способ поведения и т.д.
Основная рекомендация родителям дошкольников: почаще играйте с детьми в те игры, что им интересны, придумывайте сами игры, предлагайте их детям, придумывайте что-то вместе. Организуйте для игры пространство и выделяйте время, позволяйте детям играть самостоятельно и стихийно. Игра — это лучший вклад в будущее вашего ребенка!