Возможности метафорических ассоциативных карт в практической психологии
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Калакуцкая Алина Александровна
Магистрант
Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства
Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия, г. Москва
Опубликовано: Калакуцкая А. А. Возможности метафорических ассоциативных карт в практической психологии// Практика исцеления творчеством: современная арт-терапия в образовании, медицине и социальной сфере: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Кемерово, 15 апреля 2022) / отв. ред. Г.В. Акименко; ред. А.И. Копытин, А.А. Лопатин, А.М. Селедцов, Л.В. Начева, Л.В. Гукина, И.Ф. Федосеева. — Кемерово: КемГМУ, 2022. – 454 с. – С.159 – 165.
*Цитирование статьи возможно только при условии указания авторства
Аннотация: В статье представлен анализ понятия «метафорические ассоциативные карты» с точки зрения культурно-исторической теории. Описаны возможности расширения сфер использования метафорических карт в практической психологии. Выявлены особенности работы с метафорическими картами у людей, которые имеют образование и опыт работы в сфере искусства, по сравнению с другими испытуемыми.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, знак, значение, художественные способности.
Opportunities of metaphorical associative cards in practical psychology
Kalakutskaya Alina Aleksandrovna
Master student
UNESCO сhair Cultural-historical psychology of childhood
Moscow State University of Psychology and Education, Russia, Moscow
Abstract: The article presents an analysis of the concept «metaphorical associative cards» from the point of view of cultural-historical theory. Opportunities of expanding the scope of using metaphorical cards in practical psychology are described. The features of working with metaphorical cards in people who have education and experience in the field of art, compared with other people, were revealed.
Keywords: metaphorical associative cards, sign, meaning, art abilities.
Благодарности
Автор выражает благодарность научному руководителю — академику РАО, доктору психологических наук, профессору Нечаеву Н.Н.
Литература
1. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. — Новосибирск, 2017. — 200 с.
2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. — Новосибирск, 2015. — 228 с.
3. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. — М., 2018. — 160 с.
4. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — Oh Verlag, Germany, 2010. — 240 с.
5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. — М., 2006. — 160 с.
6. Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. — М., 2006. — 255 с.
7. Нечаев Н.Н. О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека. // Вопросы психологии. — 2019 г. — № 6. — С. 19-34.
8. Потебня А.А. Мысль и язык//Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — 282 с.
9. Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. — М., 2019. — 260 с.
10. Ayalon O. Healing trauma with metaphoric cards. Therapy Today, September 2009. — Р. 22-24.