Нужно ли готовиться к школе?

Подготовка к школе — очень спорный момент. Очень спорный. Многие профессора психологии говорят о том, что к школе не нужно готовиться. Кто-то и вовсе сетует, что это — бизнес. Большинство же делают упор на том, что подготовка к школе — вопрос индивидуальный. Много вопросов вызывает сама форма подготовки к школе: мы категорически против того, чтобы дети 6-ти лет подолгу сидели за партами и писали буквы и цифры в прописях, как в школе. Подготовка должна быть основана на ведущей деятельности этого возраста — на игре. Подготовка к школе не должна быть похожа на обучение в первом классе, иначе мы получим проблемы мотивации, когда ребенок не хочет идти в школу (здесь передаю привет детским психологам, которые часто с этим сталкиваются). Всему — свое время.

Однозначно одно: необходимо поддерживать мотивацию ребенка учиться, то есть важно рассказывать, как интересно в школе, что там делают дети, делиться приятными воспоминаниями о школе, показывать фотографии из личного архива и т.д. Мотивация к обучению является ключевым показателем готовности к школе. Она так и называется: мотивационная готовность к школе.

Также важно обратить внимание на физическую готовность (предстоит сидеть за партой в статичной позе), умение долго слушать, умение соблюдать правила, умение общаться и договариваться, умение высказывать свою точку зрения и т.д.

Также, по мнению школьных психологов, важны мероприятия знакомства со школой: экскурсии (здесь — кабинет, здесь — туалет и т.д.), совместные мероприятия. Раньше в некоторых школах была прекрасная традиция совместных выездов (дети, родители, педагоги) для знакомства. Подобные мероприятия являются залогом быстрой и безболезненной адаптации.

У нас есть чудесная программа Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь», которая помогает адаптации, но она сейчас используется редко. Основная трудность — выделить под эту программу первые недели обучения, подвинув остальные предметы.

Таким образом, вопрос подготовки к школе требует рассмотрения в индивидуальном ключе, для конкретного ребенка.